О сайте - Каталог старинных крестов

Меню
Перейти к контенту

О сайте

Сайт "Каталог старинных крестов" является сетевой версией книги "Тысячелетие креста" (Москва, Клуб «Раритет», 2003); А.К. Станюковича, И.Н. Осипова, Н.М. Соловьева, которые являются авторами текста, фотографий и пр. материала данной книги, сетевая версия которой здесь представлена!
ПРЕДИСЛОВИЕ
  Как известно, крест является одним из основных символов христианского вероисповедания. Изображение креста, на котором был распят Христос, известны с 4 века, после обретения Святого Креста царицей Еленой. К 5 веку относится начало распространения четырехконечного креста двух типов; греческий Крест с равными вертикальной и поперечной перекладинами и латинский Крест, у которого вертикальная стойка длиннее поперечной. К 6 веку распространение получает восьмиконечный крест, впоследствии широко принятый Русской православной церковью
Крест существовал и в дохристианский период, олицетворяя в разное время, стилизованное изображение человека, центр вселенной, солнце, огонь, четыре стороны света, землю.
На Русь Крест пришел вместе с Христианской верой более 1000 лет назад из Византии, Естественно, что все основные символы христианства нашли свое отражение в изображениях на крестах.
Авторы не ставили задачу создать исчерпывающий каталог, включающий все существующие типы и разновидности. Тем не менее, книгу можно использовать как справочник по основным типам крестов.
Предметом публикации являются кресты-энколпионы, нательные и наперсные кресты, хранящиеся в нескольких частных коллекциях и характеризующие эволюционный процесс развития креста на Руси. Все они были найдены на протяжении последних 7-10 лет при помощи селективных металлоискателей в пределах Европейской чести. России Подавляющее большинство находок публикуется впервые
Энколпионы (от греческого "эн колпио" - на груди) первоначально представляли Собой небольшую коробочку, вместилище частиц святых мощей, с изображением креста на верхней крышке. На Русь в XI веке пришли уже коробочки крестообразной формы, состоящие из двух створок. Такие кресты стали называться мощевиками или энколпионами. Иногда вместо мощей в них носили частицы Богородичной просфоры.
Наперсные кресты носились "на персях", то есть на груди, поверх одежды. Такие кресты и сейчас обязательно носит духовенство, но в период средневековья их носили и миряне.
Нательные кресты отличает небольшой размер, простота и незатейливость иконографии. С древних времен нательный крест, по другому называемый тельником, как следует из его названия, носился прямо на теле, под одеждой. "При таинстве крещения св. церковь возлагает крест на грудь каждого крещаемого, и каждый носит сей крест на протяжении всей своей жизни. Архиреи, архимандриты и все иереи украшаются крестом, который носят на персях своих, как печать засвидетельствованного ими сердечного исповедания своей веры в жизни при всяких обстоятельствах" - говорит "Полный церковно-славянский словарь" (Москва, 1899) Получаемый при крещении нательный крест, изредка заменяясь на новый, сопровождал христианина всю жизнь. Нательные кресты зачастую терялись, о чем говорит большое количество таких крестов в культурных слоях древних поселений.
Многочисленность находок произведений христианской металлопластики не только на поселениях, но и в пределах их сельскохозяйственной округи характеризует не только очевидный факт их широкого бытования в народной культуре, но и некоторую небрежность владельцев в обращении с ними. Кресты терялись прямо в поле во время сельскохозяйственных работ или во дворах и вывозились на поля с навозом и т. п. Ныне, наряду с другими археологическими категориями, они хорошо датируют периоды сельскохозяйственного использования исторических территорий. Взаимовстречаемость этих изделий с хорошо датированными предметами, особенно монетами, является надежной основой для уточнения хронологии христианской металлопластики.
Иногда кресты попадали в землю и иным образом. Например, из этнографических описаний начала XX в. известно, что "в Медынском уезде, чтобы сбросить с себя лихую болезнь, кидают на перекресток свой тельник...". Широко известен обычай развешивать крестики на деревьях, растущих у особо почитаемых источников. По воспоминаниям поэта А.А. Фета, в начале XIX века крестьяне "... на Троицын день шли в лес завивать венки и кумиться. Последнее совершалось следующим образом: на ветку березы подвешивался березовый венок, и желающие покумиться вешали в середину венка на шнурке снятый с шеи тельник, затем кумящиеся становились по обе стороны венка и единовременно целовали крест с двух сторон, целуясь в тоже время друг с другом. Потом крест зарывали в землю на берегу или где-нибудь в чистом поле".
Работу по созданию этой книги авторы разделили следующим образом:
Доктор исторических наук А. К. Станюкович - изучение и описание крестов, выявление аналогий и датировка.
И.Н. Осипов - фотографирование крестов, текст введения.
Президент общественной организации "Клуб Раритет", писатель Н.М. Соловьев - идея книги, редактирование рукописи.
Авторы выражают благодарность Александру Ефименко, а также Денису Иванову и Андрею Чудновцу, предоставившим кресты из своей коллекции для включения в книгу.
БИБЛИОГРАФИЯ
Алексеев Л.В., 1974. Мелкое художественное литье из некоторых западнорусских земель (кресты и иконки Белоруссии)// СА, № 3.
Анучин Д.К., 1899. О культуре костромских курганов и особенно о находимых в них украшениях и религиозных символах. М.
Артемьев А.Р., 1996. Останки непогребенных защитников Албазинского острога // РА, № 1.
Беленькая Д.А., 1993. Медная пластика городов Московской Руси (ХIIIV вв.) // КСИА. Вып. 208. М.
Векслер А.Г., Беркович В.А., 1999. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря на Манежной площади в Москве // Культура средневековой Москвы. XVII век. М.
Винокурова Э.П., 1999. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII век. М.
Воробьева Т.Ю., 2001. Коллекция нательных металлических крестов из фондов Ивановского историко-краеведческого музея // Художественный металл России. М.
Гнутова С.В., 1990. Кресты-энколпионы домонгольской Руси // Православие в Древней Руси. Л.
Гнутова С.В., 1996. Каталог // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл ХIV века. М.
Гнутова С.В., Зотова Е.Я., 2000. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имен Андрея Рублева. М.
Голубева Л.А. 1973. Весь и славяне на Белом озере Х-ХIII вв. М.
Гончаров В.К., 1950. Райковецкое городище. Киев.
Даркевич В.В., Пуцко В.Г., 1981. Произведения средневековой металлопластики из находок в Старой Рязани (1970-1978 гг.) // СА, № 3.
Ёлкина И.И., Насырова Н.Ш., Станюкович А.К., 2001. Предметы из могилы Василия и Татьяны Прончищевых. Исследование и реставрация // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья / Материалы IX конференции. Ч. I. Калуга.
Жизневский А.К., 1888. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М.
Зерина Н., 1994. Медное литье // Юный художник, № 11-12.
Куколевская О.С., 1993. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Краеведческие записки. Вып. V. Кострома.
Куницкий В.А., 1985. Предметы художественной пластики из Белгорода-Днестровского // Земли Южной Руси в ХIIV вв. Киев.
Леньков В.Д., Силантьев ГЛ., Станюкович А.К. Командорский лагерь экспедиции Беринга. М.
Макаров Н.А., 1991. К оценке христианизации древнерусской деревни в ХIIII вв. (погребения с крестами и образками в могильниках Белозерья и Каргополья) // КСИА. Вып. 205. М.
Мальм В.А., 1968. Крестики с эмалью // Славяне и Русь. М.
Монгайт А.Л., 1955. Старая Рязань. МИА, № 49. М.
Мугуревич Э.С., 1965. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХIIIвв. Рига.
Мугуревич Э.С., 1974. Крестовидные подвески ХIV вв. в Латвии // Arheologija un etnografija, XI. Р1да.
Недошивина Н.Г., 1990. Об одном типе крестовидных подвесок Древней Руси //Проблемы археологии Евразии. Тр. ГИМ. Вып. 74. М.
Нечаев С., 1982. Описание вещей, найденных на Куликовом поле (1821 г.) // Куликово поле. Сборник документов и материалов. Тула.
Нечитайло В.В., 2001. Каталог христианських нагрудних виробiв мистецтва перiоду Киiвськоi Русi (X - перша половина XIII ст.). Киев.
Никольская Т.Н., 1981. Земля вятичей, К истории населения бассейну Верхней и Средней Оки в IХ-ХIII вв. М.
Николаева Т.В., 1960. Произведения мелкой пластики ХIIIVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск.
Никольская Т.Н., 1987. Городище Слободка ХIIIII вв. М.
Олейников О., 1996. Бронзолитейная мастерская на территории Затъмацкого посада Твери // Тверская старина, № 14-15.
Островский А.Б., 1998. Православные нагрудные кресты: предмет и символ // Живая старина, № 3.
Покровский Н.В., 1909. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.
Полубояринова М.Д., 1978. Русские люди в Золотой Орде. М.
Полубояринова М.Д., 1993. Русь и Волжская Болгария в Х-ХV вв. М.
Поляков Г.П., Пуцко В.Г., 1993. Изделия древнерусской металлопластики ХIVI вв. в собрании Брянского музея // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Тезисы докладов 5-й историко-археологической конференции. Калуга.
Пуцко В.Г., 1978. Крест-мощевик XIV века // СА, № 2.
Рабинович М.Г., 1949. Раскопки 1946-1947 гг. в Москве на устье Яузы//МИА. № 12. М.-Л.
Розенфельдт Р.Л., 1974. Егорьевская коллекция рязанских вещей // Археология Рязанской земли. М.
Романченко Н.Ф., 1928. Образцы старицкого медного литья // Материалы по истории русского искусства. Т. I. Л.
Русское медное литье, 1993. Сборник статей. Вып. 1. М.
Рындина А.В., 1988. Крест-тельник из раскопок Командорского лагеря // Леньков В.Д., Силантьев Г.Л., Станюкович А.К. Командорский лагерь экспедиции Беринга. М.
Седов В.В., 1982. Восточные славяне в VIIII вв. М.
Седова М.В., 1978. Ярополч Залесский. М.
Седова М.В., 1981. Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х-ХV вв.) М.
Седова М.В., 1997. Суздаль в Х-ХIII веках. М.
Станюкович А.К., 1981. Об одном редком типе древнерусских украшений (трефовидные привески) // СА, № 1.
Станюкович А.К., 2000. Произведения русской средневековой металлопластики из округи Звенигорода (новые открытия) // Вестник клуба "Раритет", № 1.
Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999. Святой мученик Никита Бесогон на крестах и иконках из Калуги // Сквозь века... Материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга.
Травкин П.Н., 1999. Древний костюм Ивановского края. Иваново.
Травкин П.Н., Петров И.М., 1997. Кресты-складни из средневекового Плеса // Музеи Верхней Волги. Проблемы, исследования, публикации. Ярославль.
Уваров А.С., 1908. Каталог собрания древностей графа А.С. Уварова. Отдел VIIII. М.
Фехнер М.В., 1968. Крестовидные привески скандинавского типа// Славяне и Русь. М.
Фехнер М.В., 1990. Находки на Куликовом Поле. К вопросу о месте битвы 1380 года // Куликово поле. Материалы и исследования. Труды ГИМ. Вып. 73.
Ханенко В. И. и В. Н., 1899,1990. Древности Русские. Кресты и образки. Ч7. I, II. Киев.
Христианские реликвии в Московском Кремле, 2000. М.
Чернов С.З., 2000. Погост Афанасия и Кирилла Александрийских в РОНУИСЛС (по данным археологических исследований 1997-1998 гг.) // РА, № 1.
Шкурко А.А., 1983. Вопросы музеефикации памятников Куликовской Битвы // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М.
СОКРАЩЕНИЯ
ГИМ - Государственный исторический музей
ИА - Институт археологии РАН
КОКМ - Калужский объединенный краеведческий музей
КСИА - Краткие сообщения Института археологии
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР
РА - Российская археология
СА - Советская археология
ЦМиАР - Центральный музей древнерусской культуры и искусства
им. А. Рублева.
Каталог старинных крестов    k1000k© 2021 Москва
Назад к содержимому | Назад к главному меню